Уникальный бизнес-коммуникатор с поддержкой IP телефонии
Всё об IP телефонии: оборудование, справочные данные, статьи, терминология
Rambler's Top100

IP телефония - статьи и информация по IP телефонии

Статья:

Первые итоги внедрения IP-телефонии в России

Глава:


БЫСТРЫЙ БИЗНЕС

Рынок IP-телефонии пока прирастает в нашей стране (как, впрочем, и во всем мире) за счет операторов связи, причем так называемых "альтернативных операторов". В этом сегменте рынка и абсолютные и относительные показатели -- выражаемые не в количестве портов, а в доле рынка услуг, -- уже весьма внушительны. Почти треть (30%) всего международного и междугородного трафика в России идет сегодня через альтернативных операторов, использующих IP-телефонию. Учитывая, что для "официальных" телефонных операторов продажа междугородного трафика является практически единственным реальным источником дохода, такие пропорции представляются внушительными. Соответственно и IP-телефония оказывает на российский рынок телекоммуникаций весьма существенное влияние. По некоторым прогнозам в следующем году соотношение традиционного и IP-трафика составит в этом сегменте уже 50/50.

 

Столь бурные темпы проникновения IP-телефонии на рынок междугородной связи объясняются как уже упомянутой прибыльностью, так и быстрыми сроками окупаемости. Альтернативный оператор может ожидать возврата начальных инвестиций в среднем через полгода (максимум год, если, как говорится, все, что может сложиться неудачно, сложится неудачно). Поскольку полученная прибыль вкладывается, как правило, в развитие альтернативных сетей, при таких сроках окупаемости и темпы развития получаются достаточно высокими.


У стороннего наблюдателя может создаться впечатление, что традиционные операторы просто стоят и смотрят, как у них растаскивают их "законный" трафик. Это, конечно, не совсем так: многие, если не все, традиционные операторы имеют лицензии на предоставление услуг IP-телефонии, некоторые их уже предоставляют. Но, как это ни парадоксально звучит, - для традиционного оператора IP-телефония оказывается не столь выгодна, как для альтернативного. Альтернативные операторы выигрывают не столько за счет стоимости канала, сколько благодаря тому, что обходят монополиста. Имея возможность самостоятельно, без оглядки, устанавливать тарифы, они просто забирают себе часть имеющейся клиентской базы, которая и приносит им прибыль. Традиционный оператор уже имеет определенные объемы трафика, и прибыль он может получить только за счет экономии на каналах, переводя часть своего же трафика на IP. В таких условиях речь идет о совсем других сроках окупаемости, порой они составляют 3-4 года. Может оказаться, что снижение тарифов - более действенный метод предотвращения оттока клиентов. Кстати, на прошедшей в этом году 5-й конференции по компьютерной и IP-телефонии был упомянут такой курьезный случай. На крупной зарубежной выставке, посвященной IP-телефонии, достаточно большой популярностью пользовался стенд одного оператора, хотя реально данная компания не имела никакого отношения к IP-телефонии. Причиной подобного внимания со стороны посетителей были весьма низкие тарифы. Это показательно, поскольку клиент действительно заинтересован не в IP-телефонии -- он просто ищет более выгодные для себя условия. Собственно и операторы сетей IP-телефонии рекламируют себя не в качестве "IP-телефонистов", а именно как поставщиков недорогих телекоммуникационных услуг.

 

Следовательно, можно ожидать, что прогнозируемый на начинающийся год выход на паритетное соотношение между услугами традиционной и IP-связи станет некоторым порогом стабилизации. Расширение бизнеса за счет уже имеющейся клиентской базы окажется невозможным, так что операторам придется либо искать способы, как получить больше денег от имеющихся клиентов, либо завоевывать новых, "со стороны". В таких условиях -- и операторы сетей IP-телефонии это признают -- неизбежен отход от продажи просто дешевых услуг к продаже именно IP-телефонии, точнее, сервисов, которые она может обеспечить. Поскольку IP-телефония, скажем так, в чем-то родственна компьютерной телефонии, внедряя решения КТ в своих сетях, операторы могут расширить список предлагаемых услуг -- надо только выяснить, какие из них будут пользоваться реальным спросом.


Очевидно, что частные абоненты, пользующиеся услугами междугородной связи от случая к случаю, вряд ли испытывают потребность в дополнительных сервисах, кроме, может быть, автоматического дозвона до иногороднего абонента. Основными потребителями дополнительных услуг в таком случае становятся корпоративные клиенты. Для успеха на этом рынке операторам IP-телефонии придется, очевидно, еще поработать над качеством связи, но в целом перспективы представляются вполне благоприятными. В принципе, предприятия среднего размера (особенно в случае географически распределенной структуры), скорее всего, будет устраивать и сегодняшнее (в целом удовлетворительное, но достаточно нестабильное) качество связи при предоставлении им полного пакета услуг по организации собственной телефонной сети. Что касается крупных заказчиков, то с большой долей вероятности при наличии объективных предпосылок они будут сами внедрять решения IP-телефонии в своей телекоммуникационной инфраструктуре.


Впрочем, IP-телефония - не обязательно представляет собой основной бизнес альтернативных операторов. Например, они часто решают проблему недостаточной емкости местных телефонных сетей в регионах, где нехватка телефонных услуг по-прежнему ощущается довольно остро (одним из популярных решений является DECT). Абоненты этих операторов охотно пользуются и предоставляемыми им услугами IP-телефонии как по финансовым соображениям, так и потому, что при непосредственном доступе к оператору с абонентского оборудования выход на "межгородку" мало чем отличается от обычного.


Большой интерес IP-телефония вызывает у операторов сетей кабельного телевидения в областных городах. Интерес этот проявляется, разумеется, на фоне предоставления услуг подключения к Internet по каналам кабельного ТВ. Поскольку в областных городах телефон есть далеко не у всех, а разговоры с областным центром, как правило, считаются междугородными (иногда звонок по мобильному телефону обходится дешевле), то налицо все предпосылки для формирования соответствующего спроса. До недавнего времени единственным камнем преткновения (заинтересованность операторов КТВ проявлялась уже достаточно давно) было отсутствие доступного по цене абонентского оборудования. Но поскольку эта проблема уже довольно успешно решается, данная ниша становится все более открытой для IP-телефонии.


Среди задач, которые операторам IP-телефонии предстоит решить в ближайшем будущем, - организация обмена трафиком. Так как основные города и населенные пункты нашей страны охвачены сетями существующих операторов IP-телефонии, преимущества их взаимодействия становятся вполне очевидными. Достаточно часто работать в конкретном населенном пункте через местного оператора оказывается выгоднее, чем организовывать свою точку присутствия. Собственно в большинстве случаев именно так осуществляется обслуживание международных разговоров, но и для внутрироссийского трафика это тоже вполне актуально. Подобное взаимодействие позволит также расширить масштабы предоставляемых операторами услуг, таких, как, например, роуминг абонентов (одна учетная запись - карточка - актуальна в нескольких населенных пунктах). Таким образом, объединение в той или иной форме существующих операторов в рамках единого "облака" IP-телефонии представляется по сути предопределенным. Не исключено, что операторы разделятся "по специальностям" на тех, кто ориентирован на работу непосредственно с клиентами, и на тех, кто ориентирован на транзит трафика (совмещение в одном лице обеих функций, естественно, также не исключается). Т. е. с организационной точки зрения сети IP-телефонии будут повторять структуру традиционных национальных и межнациональных телефонных сетей. Это вполне закономерно, поскольку логика бизнеса в принципе остается той же самой.

 

В целом, отечественные сети IP-телефонии ожидает, как можно прогнозировать, не только количественный рост, но и переход в новое качество.